На ПМЮФ состоялась панельная сессия «Добросовестная и недобросовестная конкуренция на фармацевтическом рынке»

20 мая в Санкт-Петербурге в рамках Петербургского Международного Юридического Форума (ПМЮФ) прошла панельная сессия «Добросовестная и недобросовестная конкуренция на фармацевтическом рынке». Ее организатором выступила Ассоциация фармацевтических производителей Евразийского экономического союза при поддержке Минпромторга России.

На ПМЮФ состоялась панельная сессия «Добросовестная и недобросовестная конкуренция на фармацевтическом рынке»

Модерировал сессию председатель Правления Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза Дмитрий Чагин. Эксперт напомнил, что перед участниками рынка стоит задача выполнить майский Указ Президента от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", в соответствии с которым Правительство Российской Федерации должно обеспечить к 2018 году доведение объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 процентов.

«Дискутировать на тему возможности выполнения указа – это то же самое, что вносить поправки в Десять заповедей», - отметил он. Поэтому задача, которая стоит и перед производителями, и регуляторами – обсудить комплекс мер, необходимых для реализации поставленных целей. Среди основных задач - обеспечение равного доступа на рынок и добросовестной конкуренции всем его участникам.

«Все действия в итоге должны быть направлены на то, чтобы российские пациенты получали качественные, эффективные и безопасные лекарственные препараты, чтобы все это складывалось в понятие экономической целесообразности, чтобы государство выполнило свои конституционные обязательства по охране здоровья своих граждан», - подчеркнул Дмитрий Чагин.

В двухчасовой дискуссии выступили председатель правления НП «Союз фармацевтических и биомедицинских кластеров» Захар Голант; партнер, руководитель юридической практики EY в Санкт-Петербурге Анна Костыра; главный юрисконсульт ГК «Герофарм» Роман Должанский; директор по развитию рынка ЗАО «БИОКАД» Дмитрий Мордвинцев; член правления, заместитель генерального директора по вопросам интеллектуальной собственности ПАО «Фармстандарт» Дмитрий Зайцев; адвокат-партнер адвокатского бюро Forward Legal Ольга Карпова; заместитель президента по связям с органами государственной власти, заместитель директора правового департамента Группы компаний "ХимРар" Дмитрий Галкин и другие. Каждый из них поделился своим мнением, какие проблемы законодательного и правового плана необходимо решать для успешного развития фармацевтической отрасли; в качестве примеров приводились кейсы правоприменительной и судебной практики отдельных компаний.

Участники обсудили такие важнейшие для фармацевтической отрасли темы, как определение понятия добросовестной и недобросовестной конкуренции; подходы к определению границ конкурентного рынка и определения его участников; возможности наличия на фармрынке монополии; противодействие обращению фальcифицированной, контрафактной и субстандартной продукции на рынке госзакупок и пр.

Говоря о необходимости усиления правового поля, Захар Голант особо отметил «изменение подхода, формирование новой логики» при формировании в последние годы фармацевтического рынка. «Ранее рынок развивался по дистрибьютерской модели, - отметил он. Теперь «бал» правит производитель». Принятие в России госпрограммы по развитию фармотрасли, государственная поддержка отечественных производителей и появление в России крупных производственных фармкомпаний изменили принципы регулирования рынка,  отношение к нему инвесторов, т.к. каждый участник планирует на нем свое долговременное присутствие и соответственно выстраивает свою стратегию на десять лет вперед.

Анна Костыра в своем выступлении сделала акцент на добросовестной конкуренции. «Четкого определения данного понятия нет, - отметила она. - Поэтому в правоприменительной практике приходится исходить от противного – что запрещено. А в судебной практике - преодолевать «серые зоны» и доказывать суду свою правоту».  Дмитрий Чагин в дополнение этой темы заявил, что недобросовестная конкуренция вредит выполнению майского Указа Президента.

Одной из основных тем, которые активно обсуждали участники дискуссии стала правоприменительная практика ФЗ-44. По их мнению, именно вопросы регуляторики выходят здесь на первый план, т.к. правильная позиция регуляторов и госзаказчиков касается практически всех аспектов: регулирования, контроля качества, экономики и прочего. Здесь юристы привели много примеров прямого нарушения закона, когда в конкурсной документации указывается не МНН, а торговое наименование, или задание явно или косвенно пишется под конкретного заказчика. «Необходимо, внести такие изменения в законодательство, чтобы обязать госзаказчиков четко выполнять требования ФЗ-44: указывать в конкурсной документации при госзакупках ЛС только действующее вещество – МНН», - предложил Дмитрий Зайцев.

Большой интерес вызвало выступление руководителя Отдела внешних коммуникаций ФБУ "ГИЛС и НП" Анны Заяриной. Она рассказала, что организация в Минпромторге России и подведомственном ему учреждении ФБУ "Государственный институт лекарственных средств и надлежащей практики" инспектората GMP должна содействовать выстраиванию цивилизованного рынка конкуренции. Тем не менее, отметила она, бывает, что фармпроизводители в заявках на проведение инспекций на соответствие требованиям Правил GMP указывают заведомо ложные сведения о своих площадках. Например, вместо «упаковки» указывают себя как «производство полного цикла», тем самым неправомерно присваивая себе статус «производителя». Аналогичная ситуация наблюдается и при регистрации ЛС в Минздраве России.

«Регулятор в лице Минпромторга России ответственно подходит к своим функциям и в итоге отклоняет некачественно подготовленные заявки», - подчеркнула эксперт.

По итогам работы панельной дискуссии будет выработана Резолюция, которая будет направлена в Минюст России и Минпромторг России, отметил в заключение работы сессии Дмитрий Чагин. Участники сессии надеются, что по итогам работы всего Петербургского Международного Юридического Форума будут даны соответствующие поручения Правительству Российской Федерации.

Подготовлено пресс-службой Центра корпоративных коммуникаций S-GROUP.